Деды

ОСЕННИЕ ДЕДЫ. Праздник почитания Предков.

 

ОСЕНЬ — Время собираться ВМЕСТЕ с близкими и вспоминать своих Предков. И договариваться  о совместных общих Делах или хотя бы интересах. А что лучше всего объединяет?Конечно вспоминание Предков!

Что лучше всего греет души ушедших?

Конечно то, что вы ОБЪЕДЕНИЛИСЬ с близкими!!! ЭТО НАИЛУЧШАЯ ТРЕБА.

  • Куда делись Дедушки из ваших семей?
  • Как правильно делать Обряды?
  • Нужны ли волхвы для проведения Обрядов и почему НЕ должно быть чужих по крови вам людей на этих праздниках?
  • Кому и чему вы открываете двери в ваш дом на Хеллоуин?

…………………………………………………………………………………………….

Коротецкий деды

Мы многое растеряли. В каталоге потерь — самые неожиданные вещи. Куда-то исчезли дедушки.

Дедушка — это не просто муж бабушки. Это добрый человек с умными глазами, седой бородой и натруженными руками. В ту нежную пору жизни, когда вы узнаете мир, дедушка должен сажать вас на колени и рассказывать о далеких звездах и великих героях. Такие дедушки куда-то пропали. Причем бабушки остались. Они даже почувствовали себя хозяйками положения. Некому на них прикрикнуть. Некому поставить их на место. Бабушки застегивают вам пуговицы и кормят вас манной кашей. А разве может вырасти из человека что-нибудь дельное, если в детстве он не слышит о звездах и великих людях, но ест кашу из женских рук?

Бабушку он называет «мать», а маму — «дочка». Но настоящая дружба у него с внуком. Они посвящены в одну тайну. Мир для них одинаково свеж и загадочен.

Поэтому за обедом они хитро подмигивают друг другу и смеются глазами. Сейчас они встанут и пойдут вместе. Может, рыбачить, а может — ремонтировать велосипед. Внуку интересно жить, а деду умирать не страшно.

У нас давно не было ни войн, ни эпидемий. Дедушек никто не убивал, но они куда-то исчезли. Бросили своих бабушек и ушли к другим. Глупо растратили жизнь и не дожили до внуков. Не обзавелись семьей и остались бездетными.

Короче, все расшаталось и сдвинулось с основания. Поэтому в мире так много капризных и нервных детей. И много никому не нужных стареющих мужчин, пьющих с тоски и никого не называющих словом «внучок».

………………………………………………………………………………………….

Обряды почитания Предков

 

О том, как получать Силу своего Рода через восстановление Памяти и Осознание опыта предков  читаем здесь  http://yulia-plotnikova.ru/?p=1405

Отмечать этот праздник можно в любой день осени. Когда вам удобно. Тогда и делайте.  Примерно конец октября, ноябрь…  Темное, холодное время круголета.

Обряды самые простые.  Встречайтесь с близкими. Рассказывайте то, что помните о предках. Семейные родовые предания. Записывайте  на диктофон или аудио. Особенно рассказы живых еще бабушек — дедушек.  Просмотрите альбомы с фото.  Не избегайте , не стесняйтесь темных историй. Наоборот. Просто осознавайте все, что происходило с вашими близкими — есть в вас. И вам с этим работать. Через осознание, прощение, высвобождение и переплюсовку. Когда минус становится плюсом. Как это делать  -  ищите на моем сайте и видеоканалах на ютубе.

А лучше — запишитесь на личную консультацию http://yulia-plotnikova.ru/?page_id=2246

Далее угощение.  Что есть то и хорошо.  Про угощение и ритуальные блюда — в заметках этнографов см. ниже.

Сделайте Требу. Покормите птиц.  Или подношение духам природы.  То что сами ели или готовили. Первый блин — Комам.  То есть духам природы. При-Рода. Ваше приданое.

Слушайте как откликается лес на ваше подношение. Любые знаки имеют для вас персональное значение. Просто слушайте себя и мир вокруг. Запоминайте.  Осознавайте. Анализируйте. Учитесь трактовать.  Как читать Знаки   http://yulia-plotnikova.ru/?p=2799

Почему эти празднования проводить только с теми, кто ваш родственник?  Общий по крови. Или по жене-мужу? Или те, кто вам лично приятен и кого вы лично хорошо знаете. Родители, дети…  Разведите костер или огонь в печке в загородном доме.  Помяните тех, кого помните.  Вспомните миллионы поколений, что были перед вами.  Память о них и их опыте — в вашей ДНК.  Ваши предки — это вы в прошлом. Ваши дети — это вы в будущем.  Это ваша семья. Семья — это и есть вы сами.

Стоит ли ходить на обряды и ритуалы , проводимые так называемыми волхвами и хранителями традиции?  Их сейчас оочень много… Как женщин, так и мужчин.  Посмотрите на их лица. Не напоминают ли они вам  представителей рпц?   Только рясы заменены на рубахи с родноверческой атрибутикой.  Нужны ли вам эти ряженые?  Хотите развлечения, а не работы над собой — так и скажите себе. Я иду на шоу, на лицедейство. Потому что как и прежде ищу зрелища и развлечения.  Но к вашим предкам это не имеет никакого отношения.  Напомню, при крещении было уничтожено примерно 9/10 из тех, кто ваш по крови.

Чтоб вы поняли разницу. Запомните критерий учителя. Учитель это тот, кто готов отдать  жизнь за  ученика.  Вот и смотрите сами,  готовы ли те, кто объявляет себя волхвом отдать за вас хоть что-то?  Или это люди с актерским образованием… Но переметнувшиеся в несколько другую сферу и готовые паразитировать на вас из-за вашей тупости, лени и страхе брать отведственность за себя и свою семью.

 

Этнографические заметки как подсказки  для вашего творчества

 

«Дзяды – это название торжественного обряда, доныне справляемого простым народом во многих местностях Литвы, Пруссии, Курляндии в память «дзядив», умерших предков»

Вертится Великое Коло! И вновь приходит пора соприкосновения нашего мира, с миром навьим. В эти дни мы будем чествовать наших предков, тех, кого знаем и помним, и тех, кого мы не застали при жизни, но благодаря кому мы сейчас живем.

Осенние (Дмитриевские,. Дмитровские) Деды посвящены всему роду, какой сохранился в памяти человеческой.

 

К празднованию Осенних Дедов активно готовились. Мужчины наводили порядок во дворе, женщины — в домах. Всё старательно чистили, мыли, затачивали и ремонтировали рабочий инструмент, протирали иконы и завешивали их чистыми полотенцами. Делали это с той целью, чтобы душам, которые явятся на ужин, ничто не помешало, а также чтобы показать предкам, сколь хорошо поддерживается порядок в хозяйстве, которое перешло от них по наследству. Чистота во всех её проявлениях способствует приходу Дедов. Перед ужином люди парились в баньке и, когда уже все помылись, ставили на полок для Дедов ведро чистой воды и свежий веник.

Для торжественной встречи Дедов на родной земле необходимо было предложить душам предков вкусную еду и питьё. У бедняков стол на «Деды» был практически такой же, как и в будни. В семьях побогаче кололи годовалого кабанчика, резали тёлку или овцу.   Обязательным было их нечётное количество.

На Осенние Деды готовили такие блюда, как канун, поливка, молоко, клёцки, яичница, каша. Их ели с блинами вместо хлеба.

Местные пастухи, зная, в какое время готовится еда, шли по селу и, останавливаясь у окна каждого дома, громко спрашивали: «Эй, хозяйка! Ты пекла блины? Прислали Деды по блины, свинки за солонинкой, овечки за яичком, бараны за солью, а коровки за сыром». После этого хозяйка выносила пастуху то, что он так забавно просил.

Осенние Деды праздновались дома и проходили без слёз. «Деды» — семейный праздник, и от всех членов семьи требовалось обязательное присутствие в родном доме. Те, кто находился в отьезде, спешили домой. В этот день поминали всех членов рода, которых уже нет на Этом Свете.

Начинали праздник чаще всего тогда, когда подходило время зажигать огонь. Одевались по-праздничному, доставали белую скатерть. Перед тем как сесть за стол, открывали все двери, чтобы души умерших могли свободно войти. Хозяин или старший по возрасту зажигал свечку, ставил её возле иконы или на стол и читал молитву («Отче наш», «Богородица», «Верую», «Ангел господень»).  Здесь нужно помнить, что с насаждением иудохристианства многие молитвы были искажены или внедрены ложные тексты. Поэтому сочиняйте свои молитвы — обращения к вашим предкам. Ваши боги это ваши предки. 

 

Поминальный стол начинали обычно с кутьи или кануна, которые брали по три раза из общей миски. Прежде чем попробовать каждое обрядовое блюдо, ложку клали в отдельную посудину и ставили на подоконник — для душ умерших. То же назначение имели отдельные тарелка и чарка, чтобы душа, угостившись, помогала оставшимся на земле и в хозяйстве, и в жизни вообще.

В народе была сильна вера в то, что души предков незримо присутствуют в доме. Никто не начинал есть, пока не отложил в дедовскую посудину ложку еды или не отлил водки в отдельную чарку.

Посадив гостей за поминальный стол, хозяин брал в одну руку свечку, завёрнутую в блин, в другую — буханку хлеба и обносил три раза вокруг стола, вспоминая умерших родственников.

Восклицания-приглашения Дедов имели разные оттенки. «Праведные родители! Идите к нам ужинать. Идите сами, и ведите с собой малых детушек, и тех, кому не к кому идти!» Или: «Святые деды, зовём вас: идите к нам! Есть здесь всё, что бог дал, чем хата богата. Просим вас: летите к нам!»

Ужин начинали с кутьи. Затем хозяин дома поднимал чарку, поминал покойников, желал всем присутствующим дожить до следующих «Дедов».

Зачерпнув еду из миски, клали ложку или вилку на стол, чтобы в короткий перерыв ими могли воспользоваться невидимые Деды. Ложку необходимо было класть выемкой не вниз, а вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицом вниз.

Застолье проходило достаточно напряжённо: все молчали или поминали умерших добрым словом и никогда — плохим. Сначала вспоминали тех, кто умер последним, а затем — остальных. Сидели за столом долго. Каждый должен был обязательно попробовать все блюда, чтобы не обидеть Дедов. Разговоры шли исключительно о предках рода.

Если на свет залетал мотылёк, в нём видели божьего посланца. Скрип калитки, звон стекла в оконных рамах, шуршание последних листьев на дереве воспринимались как знаки невидимого присутствия предков.

После окончания ужина все расходились, пожелав неземным гостям: «Святые Деды! Ели и пили, идите к себе».

Поминальный стол, как правило, не убирали, оставляя еду, ножи, ложки, чтобы души предков, которые придут ночью, могли воспользоваться приглашением. Часть еды выносили домашнему скоту, часть — птицам, оставляли на крыше своего дома или несли на реку, озеро или пруд и выливали для подкрепления тех душ, которые расстались с телом через воду.

Если кто-то из семьи желал увидеть Дедов, он должен был выйти в сенцы и, достав солому из окошечка над дверьми, поглядеть сквозь него в комнату. Но все знали, чем это закончится. Смельчак, который отважился это сделать, обязательно умрёт в том же году.  (Это уже  черная магия. Потому что Ваши предки желают вам только добра. А недоброе только от чужих духов. Различайте! ЗДРАВОМЫСЛИ ВАМ В ПОМОЩЬ,   РАЗБИРАТЬСЯ С ОБРЯДНОЙ МАГИЕЙ  http://yulia-plotnikova.ru/?p=115

На следующий день после поминального ужина отправлялись в гости к родичам, которые жили далеко. Семья принимала к обеду (около одиннадцати часов) или полднику (около четырнадцати часов). Гостевание в Дмитриевку не ограничивалось остатками дня, а порою тянулось до трёх дней (в зависимости от взаимоотношений хозяев с гостями).

С днём Осенних Дедов связан ещё один интересный обычай — вписывание и выписывание из семейной хроники членов семьи. Новорождённых вписывали, а умерших выписывали. Хроники эти вели на балках хаты в святом углу. На балках вырезали имена с датами рождения и смерти родичей. Имена тех, кто ещё жив, имели даты рождения, а напротив оставляли место для даты кончины
………………………………………………………………………………..

Традиционный вариант уряда на несколько десятков человек.

Необходимое уточнение. Дмитровские Деды — домашнее празднование, но далеко не все из нас могут позволить себе провести обряд, как того надо, из-за непонимания со стороны других членов семьи, например.

Все мы путники по жизни, да и Лес нам, северянам, скорее, тот же дом. Надеюсь, что со временем все мы сможем свободно справлять Дмитровские Деды в своих домах и хатах, не озираясь на…

Единственно, на что бы я ещё обратил внимание. Среди участников обряда не должно быть откровенно враждующих между собой людей. Их вражда может быть причиной, по которой обряд пройдёт не с той силой, как хотелось бы. Ведь за ними стоят и их предки.

Заезд.

- встреча 1-й группы единоверцев у пригородных касс вокзала

– прибытие 1-ой группы участников из Москвы между 10.00 и 10.30. Следование на место проведение обряда по заранее известному маршруту, где уже должны находиться свои люди

11.00 — приношение Духам места. Заговор на место (Чур-Чурило…) (приносят и рекут от лица всех главы семей)

Приготовления. С 11.30 до 14.00

а) заготовка дров для обрядового и хозяйственных костров, сложение поминальной крады-колоды;

б) разведение хозяйственного костра, приготовление (или разогрев заранее приготовленной) общей ритуальной пищи;

в) украшение записного столпа или Велесова столпа. Чистый рушник и чистая вода у столбов для Дедов.

г) восстановление ограды места и сидений под будущий тризный обряд.

д) собрание непосредственных ведущих обряда и согласование основных моментов обряда.

е) заезд 2-группы участников  и едущих на личном автотранспорте — 13.00;

– до 14.00 сбор всех участников на обрядовом месте.

14.00. Зачин обряда.

Слово об обрядности.

Общая чаша по кругу.

Слово представителей семей собравшимся.

14.45-16.00. Поминальное действо « Деды».

а) выход к обрядовому месту через коридор свечей (коридор свечей видимо для очищения ауры огнем…)  (если женщины смогут спеть — хорошо), рассаживание под звуки бубна лицом к краде и спиной к лесу, раскладывание ритуальной пищи женщинами;

б) возжигание свечей окрест и пред собой, начало трапезы. Первая чара в зачин, в это же время происходит окрута «тех, кто от Дедов». Они при этом должны укрыть лица личинами, снять с себя оружие, обереги, пояса, вывернуть одежду наизнанку, обережьими знаками к телу — внутрь. Окруту может произвести один из жрецов или волхвов (глава семейства! ), который, затем, войдёт в обрядовое пространство через упомянутый коридор из свечей последним и займёт место среди обычных участников.

в) возжигание крады живым огнём, приглашение Дедов ведущими;

г) рассказы по кругу лично о своих предках, меж собою говорить вполголоса, выходя в круг — говорить чинно, неспешно, вслушиваться в звуки и вглядываться в сумрак, нет ли знаков. Приход к обрядовому месту зверя или прилёт птицы, непривычные явления природы, падение предметов и т.д. — знаки близости Иного мира.

д) явление навьих гостей «от Дедов»/жрецов «на огонёк», сбор ими подношений и треб Предкам противосолонь, вторая чара;

е) навьи гости присаживаются снаружи на те же брёвна-скамьи, что и живые, но лицом к лесу и спиной к огню, пригубляют собранной пищи и пития, слушают разговор собравшихся, прочим участникам запрещено вступать в разговор с потусторонними «гостями», но, передавая им пищу можно сделать наговор на неё с просьбой;

ж) отведав пищи, входят внутрь к краде и возлагают на краду еду и питьё. Стоят и ждут, когда треба будет принята и провалится в пламя. Собравшиеся могут приблизиться к краде и возложить на неё личные требы, пока общая треба не принята

деды крада сайт.fw

Сравним что вы привлечете в семью,

проводя вроде безобидные ритуалы Хэллоуина?

Помните, что Принцип подобия работает!

Вырезая улыбку на тыкве.  Отследите свои ощущения от лицезрения этой личины!  Или вам промыли мозг, что это  так весело… такой дескать юмор.  Но учтите, что ю-мор вы  привлекаете в свою семью. Может лучше тыковки пусть будут цельные?

Может лучше не нужно  ставить на окно огонь?  Каких блуждающих духов (а то и вполне реальных существ из окружающего пространства) вы привлечете в свой дом? Исключение, если вы ставите огонек конкретно для того, кто в пути и вы знаете кто это.

Огонь свечи лучше на стол, или на специальную полочку, подставку. И следите за безопасностью.  Здравомыслие вам в помощь.

Все кто вам нужен — они ваши близкие.  Вы вспоминаете всех, кто вам нужен. А это свои, ваши люди.  Чужой — сперва изучи его, прежде чем на порог пускать.   Нужен тебе кто то — иди к нему сам или позови. 

Да,  нужно, чтоб   дом дышал. Проветривают и приоткрывают двери и окна. ЧТоб была проточность потоков силы. ..

деды-хелоуин-тыквы-сайт

Далее привожу  ритуал из многочисленных что на просторе интернета:

 

Алтарь на Сауин (Самайн)

Самайн – время года, когда многие язычники и ведьмы празднуют цикл жизни и смерти. Этот Шабаш посвящен окончанию жатвы, призыву духов, а также изменяющимся аспектам бога и богини. Попробуйте некоторые, или даже все из этих идей – очевидно, для некоторых пространство станет ограничивающим фактором, но используйте то, что вас позовет.

Цвета сезона
Листья опали, и большинство их лежит на земле. Это время, когда земля темнее, поэтому отразите цвета поздней осени в ваших украшениях для алтаря. Используйте насыщенные, глубокие цвета, такие как пурпурный, бургунди, и черный, а также оттенки урожая, такие как золотой и оранжевый. Покройте ваш алтарь темными тканями, приветствуя темнеющие ночи. Добавьте свечи насыщенных цветов или рассмотрите возможность добавления неземных контрастирующих оттенков с белым или серебром.

Символы смерти
Сауин – это время, когда умирают зерна и сама жизнь. Пусть на вашем алтаре будут черепа, скелеты, срисовки с могильных плит и привидения. Саму смерть часто изображают с косой или серпом, так что если у вас под рукой есть что-то из них, их можно также положить на алтарь.
Некоторые хотят поставить на алтарь Самайна память о своих предках – вы, безусловно, можете сделать это, или же можно создать отдельный храм, посвященный предку.

Окончание урожая
Кроме символов смерти, украсьте алтарь Самайна плодами последнего урожая. Поставьте корзины яблок, тыквы, кабачки или корнеплоды. Наполните рог изобилия и добавьте его на ваш стол.

Другие символы Сауина:
Глинтвейн,
Высушенные листья, желуди и орехи,
Темный хлеб,
Колосья,
Соломенное чучело,
Инструменты для гадания или связи с духами,
Подношение предкам,
Скульптуры божеств, символизирующих смерть

Конец описания ритуала с просторов интернета.     Все вроде красиво и умно написано. Не поспоришь.  Повторю.   Принцип подобия работает.

Что поставите на стол или  ритуальную полку. То и будете привлекать. 

А с ненавистью в себе, со страхами,  болезнями и негативом нужно работать. Прорабатывая в себе.

Через арттерапию и техники работы над собой,  с материалами арттерапии.   А не ставя  символы того,  что вам не особо нужно  на  видное место.

Как очищать душу от негативных Эмоций   http://yulia-plotnikova.ru/?p=1775

Техника Прощения    http://yulia-plotnikova.ru/?p=1988

 

В продолжении этнографические заметки

Ищите своё,

что Вам по душе

С наступлением дня осеннего равноденствия по астрономическому календарю в Беларуси отмечают окончание сбора урожая. Приурочен праздник к окончанию сбора урожая и первому зажиганию домашнего «очага» — восковой свечи в лукошке с рожью, которую ставят на угол и хранят там в течение всего года, что приносит в дом богатство и счастье. Согласно обряду, каждая семья приносила по горстке зерна, обмолоченной с первого снопа. Всё зерно собиралось в общий короб, который называется вместе со всем содержимым — Богач, приглашенный священник проводил службу. (Архаический обряд зафиксирован ещё у западных славян на Рюгене, когда из муки, собранной со всех земель славянских, выпекался один пирог). После молебна в центр вставлялась зажженная свеча и люди с песнями обходили деревню. Затем люди шли к той хате, в которой «Багач» должен был храниться весь следующий год. Считалось, что обряд приносит достаток, здоровье и благополучие всей общине, особенно тому «гаспадару», в чьей хате потом хранился сам «Богач». В этой хате проводилось обрядовое застолье. Народный праздник идет с языческих времен и одно из пожеланий у белорусов звучит: «Будзь багаты, як восень!»

……………………………………………………………………………

Живы родители – почитай, умерли – поминай

Ищу след… средь осенних узоров

Зимушка не за горами, скоро придут холода. Грань нынче между мирами тонкая, как никогда.
Стынет в озёрах водица, клонится клён у ворот, навья приходит седмица, Дедов ушедших зовёт.
Дождик жемчужинки-слёзки сыплет в туманную рань, тоньше листочка берёзки эта волшебная грань.
Встань над мечом иль над плугом, вспомни, поведай, прославь!
Нынче ВелЕсовым лугом Предки спускаются в Явь.
К празднику дом убирая, ставит хозяйка дары Дедам, и дух каравая все обнимает миры.
Будем сидеть тесным кругом вместе за сытным столом,
Будем делиться друг с другом памятью, лаской, добром.
Долгими будут беседы, чтоб никого не забыть. Праздник Осенние Деды – с предками тонкая нить.
Справим полночную тризну, вспомним в ночной тишине Тех, кто радел за Отчизну, жизнь положил на войне.
Предков суровые лица будут витать над огнём… Кончится Навья седмица светлым МакОшиным днём.
Ночи осенние длинны, песни старинной мотив вспомним мы, на Осенины Матушку Макошь почтив!

……………………………………………………………………………………………

деды навь сайт.fw

Осенние Деды — целая череда Святодней, сопутствующих Осеннему Макошью.

Раньше вся жизнь человека была связана с природными явлениями и носила циклический характер. Дни сменяются ночами, лето — зимою, проносятся годы и века, движется-вертится неустанно Коловрат Всебожья Родова. И мы — его часть…

Осенние Деды — поминальный день осенью. После утренней славбы шли на могилы к своим родственникам, на берег реки и несли им кушанья, которые они любили при жизни.

В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Накрывши стол, хозяин дома рек специальное слово (Деды приходите, с нами пейте, едите…; Дед, или на обед!), и приглашал всех Предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов.

За столом поминали каждого Предка по имени. Берегиня-Мать должна приготовить особенные кушанья, которые когда-то любили деды или бабы. Над кушаньем должен быть пар, поскольку именно его предки и потребляют.

Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

Или можно так: каждого блюда немножко отложить в тарелку и поставить к ней много ложек. Стол убирать нельзя — все кушанья остаются на ночь, рядом нужно поставить миску с водой и полотенце, чтобы души умерших могли помыть руки и вытереть их.

Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода.

Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

В этот день молодые семьи, которые зовут детскую душу к рождению, могут посоветоваться с Предками, кого призывать в Явь к рождению. Если в доме есть больные деды или родители, будьте внимательны к ним, так как с этого времени и до Рождества они уже могут уйти.

По завершению празднования, хозяин провожал Дедов: Прощайте Деды, идите, с собой (беду, болезнь, и т.п) заберите, нас долго ждите…

После «Дедов» обычно приходит Зима, покрывая Землю-Матушку снежным покровом. Так происходит извечный коловорот Жизни.

………………………………………………………………………………………………

Обрядовая песня Осенних дедов.
«Из-за леса, леса темного, из-за моря, моря синего выходила туча грозная – недождлива, непогодлива. Поутру раным-ранешенько выпадала бел-порошенька. Как по той ли по порошеньке выходили люди вещие. Середь лесу становилися да Богам они кланилися. Да кукушечке говаривали, да кукушечке наказывали: Ты лети, лети, кукушечка, в чужедальнюю сторонушку, ты скажи, скажи, кукушечка, нашим матушкам земной поклон! Ты скажи, скажи, кукушечка, нашим батюшкам земной поклон! Ты скажи, скажи, кукушечка, Роду нашему земной поклон!»

Славяне в период с 21 – 27 листопада/октября праздновали Осенние Деды (или Навью седмицу), череду святодней, в которую поминались умершие родственники, осуществлялись проводы душ предков в Ирий до будущей весны.
28 листопада/октября начиналось Осеннее Макошье. Земля с этого дня «отдыхает», вода замыкает свой чертог до весны.
С 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября отмечают Велесову (или Марину) ночь – время, когда Белобог окончательно передает Коло года Чернобогу, а врата Нави до первых петухов широко распахнуты в Явь.
С 1 груденя/ноября по 7 груденя/ноября наступает Великое Осеннее Сварожье, или вторые Осенние Деды – череда святодней, посвященных Сварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов -Сварожичей. В эту пору, по народным приметам, Сварог сковывает землю льдом на грядущую зиму.

Велесова ночь — магическая ночь испытания и посвящения. В эту ночь легче всего спуститься в подземелья своего подсознания и обрести Силу, если сможешь преодолеть свой страх. Это время для очищения, осмысления, понимания и перехода на новую ступень.

Считалось, что в ночь Самхэйна или Велесову ночь завеса, разделяющая мир людей и мир духов, становится настолько тонкой, что люди и духи могут проникать в миры друг друга. Таким образом, в это время потревоженные демоны могли с наибольшей легкостью придти в материальный мир. Так, для их отпугивания из солнечных оранжевых тыкв делались маски, внутри которых зажигалась свеча. Люди рядились в эту ночь, чтобы вредоносные духи не обратили внимания и не причинили им зла.

В современных условиях нужно выглядеть серо, незаметно, прозрачно, сливаясь со средой.
Ночью выставляется тарелка с угощением. На подоконник ставится свеча, она указывает путь душам, готовым прийти на помощь. Вспоминаем ушедших близких, друзей, родственников, но без сожаления
и стараемся насладиться каждым вкусом, каждым запахом и ощущением. Мы – живы!
И пусть этот день, тень плача об умершем Боге, станет праздником живой жизни!
«Прощайте, Деды, идите, с собой беду заберите, нас долго ждите…».

Древний праздник. Круговерть Сил, из Мира в Мир летящих.
Здесь бушуют Жизнь и Смерть посреди дождей звенящих.
Тонкость ткани меж Миров — проницаемость Портала:
В Явь осколком вещих снов Навь тропинку протоптала.
Закрутился хоровод, лиц весёлое мельканье.
Ежегодный поворот снова к зимнему сиянью.
Хоровод, сакральный пляс, незаметно мрак сгустился,
Кто пришёл на этот раз? Кто меж нами загостился?
Их не гоним. Для чего? Наши Предки к нам приходят.
Где-то через одного с нами вместе хороводят.
Мы едины. Мы равны. Под личиной спрячем лица.
Наши Предки, словно сны, будут с нами веселиться!
Это — Встреча. Встречи ночь. Это — просто праздник общий.
Не гоните Предков прочь! Вот и всё. Смотрите проще!

………………………………………………………………………………………………………………..
«Осенние деды» празднуются 1-2 ноября.

«Осенние деды» празднуются  1-2 ноября.  Это день поминовения своих родных, наших общих славянских предков, пращуров. Деды – души (духи) предков, улетевших в Вырий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами».  А вот современный американский праздник Хэллоуин (Halloween) — является такой своеобразной христианской смесью  чествования злых духов и  поклонения всем святым и поэтому кроме временной составляющей ничего общего с древним праздником почитания предков  не имеет. Рассмотрим подробнее  представление наших пращуров по данной теме.
Некоторые особенности празднований.
Во всех славяно- арийских землях существуют праздники в честь мертвых. После смерти делались  третины , девятины , сорочины  и поминки сопровождались пирушками.  На праздник Радоницы  (гробки) в  Саксонии,  Лаузице, Богемии, Силезии и Польше шли на кладбище в час рассвета и там приносили жертвы усопшим. Франки  тоже совершали подобное  торжество, и в память усопших проводили представления  и песнопения. Радоницу  ещё называют «навий день», так как усопшие уходят согласно Вед славяно-арийцев в мир Нави. В России в Радоницу на кладбище приносят лепешки, пироги, крашеные яйца,  вино и поминают с пиршеством  покойников. Потом  льют на могилку  вино из рюмок, и оставив  на могиле  2-3 яйца, очищенных на половину,  и ещё чего ни будь на долю  покойника, уходят. Так как театрализованные представления в старину давались в основном в память  усопших  отсюда и пошло название С-ко-моро-х  (Се Который Морене Хвалит покойника).
Праздник памяти ушедших душ «Осенние деды», проводится 1-2 ноября. У шотландцев и германцев в это время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажали тени усопших принося на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы и совершали три-зну ( Познавание третьего бога С-три-бога отвечавшего за мир Нави). На тризне проводились ристалища(бои) , показывались сцены из жизни усопших, как они сражались. В Литве  и Беларусии  перед наступление поминального или задушного дня для покойников готовится целая пирушка там делают  стол с различными блюдами и напитками и вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету  пламени судят о явлении душ говоря при этом : «Чего потребуешь  душечка, чтобы попасть на небо?»  Иногда пир устраивают не на кладбище , а дома тогда по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно ставит  рюмку с вином или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаньев и оставляет на ночь.

Празднование «Осенних дедов» в Беларусии

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. “Нельзя не отмечать дедов,— говорили белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”.
С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы (до шести раз в год) и в таком виде существуют до сих пор. Дмитриевская суббота — отмечают на третьей неделе после Покрова. Обряды поминания проводятся несколько раз в год. Для каждого обряда установлен промежуток времени в 10-14 дней, в течение которого его следует провести, но при этом обряд всегда проводится в субботу.
У белорусов Восеньскiя Дзяды до сих пор проводят “без слёз”- это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, “чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.
Поминальный стол начинали обычно с обрядовой каши, а перед тем, как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов, которую обычно размещали на подоконнике.
Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.
Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.

На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.

В 1990-е гг. осенние Деды, приуроченные ко 2 ноябрю, на некоторое время стали официальным нерабочим днем.

Сегодня, несмотря на то, что день 2 ноября снова объявлен рабочим, осенние Деды широко бытуют среди сельских и городских жителей.

Название праздника у других славянских народов.

Украина: Дiдова субота; Белоруссия: Дзяды; Литва: Ilges; Латвия: Velines (обряд в честь богини вечности Веллоны); Дания: Sialuda

В этих заметках, как вы видите,  незаметно  производилась подмена. Вместо памяти о предках  и ощущения живой связи с прошлым, связи с жизненным опытом предков, с их духовным опытом и мудростью,  подменялось на ритуализацию и обрядовость как таковую. 

Прошлое ведь не особо радостно. Поэтому его не любим вспоминать. То, как было. То, что есть. Времени ведь не существует. Прошлое оно все в вас. Его нужно прорабатывать. Добиваясь переплюсовки опыта! 

Восстанавливайте  свою Живую связь.  Ваше прошлое внутри вас, внутри вашей ДНК.  Опираясь на посох своего позвоночника. 

Юлия Николаевна Плотникова, психолог Ведической традиции и Life-коуч